1 | 2 |
3
|
4 | 5 |
6
Дарование Богом Откровения. Освобождение апостола от ссылки. Проповедь евангелия в Малой Азии
Однажды, в день воскресный (Апок. 1:9-10), Господь дал узреть Иоанну в
небесном видении божественную славу Свою и грядущую судьбу Церкви Христовой. По
повелению Божию, Иоанн записал это чудное свидетельство - оно дошло до нас в
священной книге, названной Апокалипсис, что значит - Откровение. Здесь, в
величественных и поразительно ярких образах и картинах изображается слава
Господа, Его постоянное попечение о Церкви, Его благость и любовь, милость и
правосудие. В таинственных пророческих видениях показаны различные бедствия,
которые претерпит на земле Церковь Божия, - борьба человека с Агнцем Божиим,
торжество Агнца, искупившего верующих кровью Своею, общее воскресение, последний
суд, и, наконец, красота нового Иерусалима, Царства Небесного.
Как удостоившийся узреть будущие судьбы и тайны Церкви Христовой, святой
апостол Иоанн получил наименование Тайновидца и Тайнозрителя.
Заканчивая описание чудесного небесного видения, Иоанн восклицает: «Ей,
гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22:20). Слова эти выражали пламенное его желание
соединиться с Тем, Кого он так любил на земле. Но апостолу предстояли труды и
заботы, он еще много должен был сделать для славы Божией и пользы ближних.
Вскоре император Домициан, заточивший Иоанна на остров Патмос, был убит, и на
престол взошел добрый и кроткий император Нерва. Он даровал свободу всем
заточенным христианам. Стал свободен и Иоанн. Жители Патмоса почти все уже
исповедовали веру Христову, и потому Иоанн вознамерился оставить место своего
бывшего заключения. Он стремился в Ефес, первое и главное место своих
апостольских трудов.
Прежде чем удалиться с Патмоса, Иоанн обошел весь остров, утверждая верующих
в истине. Во время этого прощального путешествия Иоанн посетил одно селение, где
жил Евхарис, жрец Зевса. У него был слепой сын, и он давно желал видеть
апостола, о котором был наслышан как о великом чудотворце. Узнав о прибытии
Иоанна в их местность, Евхарис поспешил к апостолу, умоляя исцелить сына. Видя
веру жреца, Иоанн отправился к нему. «Во имя Господа моего Иисуса Христа,
прозри!» - сказал апостол слепому, и тот в то же мгновение прозрел. Тогда
Евхарис вместе с прозревшим сыном уверовал во Христа и принял святое крещение.
Иоанн же продолжал путешествие по Патмосу. Наконец, устроив церкви, рукоположив
везде епископов и священников, апостол собрался в путь.
Со слезами печали провожали Иоанна в Патмосе, с невыразимой радостью
встретили его в Ефесе. «Благословен грядый во имя Господне!» - радостно
восклицали христиане ефесские. Как и в первое свое пребывание, Иоанн остановился
в доме городского старшины Диоскорида, принадлежащем теперь сыну его Домну,
которого апостол воскресил некогда из мертвых. Здесь прожил он до самой кончины,
просвещая неверных светом веры Христовой и творя безчисленные чудеса.
Случилось, что один христианин ефесский пришел в страшную бедность. Он не
имел никаких средств уплатить долги и в сильном горе решился на самоубийство.
Для этого бедняк выпросил у знахаря, родом и верою еврея, яду. Получив ядовитый
напиток, христианин сильно задумался. Объятый страхом, он долго не мог решиться
на последний шаг. Наконец, перекрестил смертоносную чашу и выпил. Велико было
его изумление - яд не причинил никакого вреда! Между тем заимодавцы не оставляли
своего должника в покое. Тогда он снова обратился к знахарю. Тот сильно
удивился, увидав живым обреченного, и дал самую сильную отраву. Христианин, как
и в первый раз, перекрестил сосуд с ядом и выпил. И опять яд не оказал никакого
действия. Тогда христианин стал смеяться над знаниями еврея. Знахарь ужасался,
не зная, что и подумать. «Что ты делал, выпивая яд?» - спросил он христианина. И
когда тот объяснил, понял еврей - христианина избавляла от смерти сила креста.
Желая вполне убедиться в этом, он тут же дал того самого яду собаке, которая
тотчас околела.
Тогда оба они пошли к Иоанну и рассказали обо всем. Иоанн научил еврея вере
Христовой и крестил. Потом велел обедневшему христианину принести связку соломы
и превратил ее, силою крестного знамения и молитвы, в золото. Одну половину
золота апостол повелел отдать заимодавцам, а другую - оставить себе для
пропитания.
Апостол Иоанн обозревал малоазийские церкви и неусыпно заботился о сохранении
в чистоте учения Христова. В то время начали вкрадываться в общество христиан
опасные ереси. Лжеучения эти особенно много последователей имели в Малой Азии.
Еще апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской церкви, предостерегал их от
«лютых волков, не щадящих стада» и предсказывал, что между ними самими явятся
«люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.
20:17,29-30). Действительно, появилось множество лжеучителей, которые
извращали Слово Божие, примешивая к нему нелепые басни из восточных учений, и
превратно толковали Священное Писание. Одни еретики отрицали Божество Иисуса
Христа, утверждая, что Он был простой человек; другие отвергали Его
человечество, говоря, что Христос приходил на землю только призрачно, а не
действительным образом.
Лжеучения эти сильно беспокоили и смущали верующих. Тогда стали убеждать
Иоанна изложить письменно учение об Иисусе Христе, как он принял его от Самого
божественного Учителя, и обстоятельства жизни Его, свидетелем и очевидцем
которых он был. Иоанн наложил на христиан пост, а сам с учеником своим Прохором
удалился на гору. Здесь они провели три дня в посте и молитве. Настал четвертый
день, и вот внезапно загремел сильный гром, заблистала яркая молния, гора
потряслась. Прохор упал от страха лицом на землю. Но Иоанн поднял ученика и
велел ему приготовиться записывать.
Возведя очи на небо, апостол снова стал молиться, и, по внушению Духа
Святаго, говорить: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Ин, 1:1). Так было написано Евангелие, начинающееся величественным
исповеданием божества Иисуса Христа, единосущного с Богом Отцом, равного с Ним
Творца мира. Святой Иоанн ясно доказал в своем Евангелии, что во Христе
соединены нераздельно и неслитно божеская и человеческая природа, что Он -
Богочеловек. Другие евангелисты следуют, так сказать, за Спасителем на земле,
святой же евангелист Иоанн восходит до Источника Слова Несозданного, возвышается
даже до лона Отца.
«Бога не видел никто никогда, - пишет апостол Иоанн, - единородный Сын, сущий
в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Каждое слово этого Евангелия - таинство. За
высоту божественного учения апостолу и евангелисту Иоанну усвоено наименование
Богослова, по преимуществу. Потому же принято у нас изображать святого Иоанна на
иконах с орлом, символом высокого парения мысли. Сын грома, как некогда назвал
апостола Иоанна Сам Христос, в своем Евангелии поражает громами все ереси и
ярким светом освещает истинную веру.
Ревностью к славе Божией проникнуты три соборных послания апостола Иоанна к
христианам. Каждое его слово сверкает искрой любви божественной и полно кроткой
любви к ближним. Бог есть любовь, вера наша - дело любви божественной, учение
христианское - учение любви, и деятельностью христианина должно быть милосердие.
Но тем строже относится апостол к лжеучителям, называя противниками Христу и
заповедует даже «не принимать их в домы свои и не приветствовать» (2 Ин. 10).
Старость и слабость телесная не уменьшили в Иоанне горячей ревности к славе
Божией и пламенной любви к ближним. Вот трогательный случай, в котором
высказалась вся любящая душа апостола. Однажды, когда Иоанн обозревал церкви
Малой Азии, в одном городе ему особенно понравился некий юноша. Иоанн научил его
веровать во Христа и крестил.
Вскоре после этого ему нужно было отлучиться из города, и он поручил надзор
за юношей епископу. Епископ учил его Священному Писанию, но не наблюдал за
поведением молодого человека. Между тем юноша попал в общество порочных людей,
которые увлекли его дурным примером. Дальше - больше, и несчастный молодой
человек развратился до того, что стал, наконец, начальником шайки разбойников и
жестокостью превзошел всех товарищей.
Спустя некоторое время Иоанну пришлось опять быть в том городе. Он тотчас же
осведомился о своем крестнике. «Юноша погиб, - в смущении проговорил епископ, -
он умер для Бога и вечной жизни», - и со слезами рассказал апостолу, что
случилось. Эта весть глубоко огорчила Иоанна. «Так ли следовало, - сказал он с
упреком епископу, - заботиться о вверенной тебе душе брата? Дайте лошадь мне и
проводника, - с живостью воскликнул Иоанн, - я поеду за ним». Немедленно апостол
отправился в горы, где были разбойники. Они тотчас схватили святого старца и
повели к своему начальнику. Взглянув на апостола, тот узнал его и... в смущении
бросился бежать. Иоанн последовал за ним. «Сын мой! - восклицал он со слезами, -
зачем бежишь от отца? Сжалься надо мною, дитя мое. Не бойся, есть еще надежда
жизни вечной. Я буду отвечать за тебя Христу, я готов жизнь отдать за твою душу.
Остановись же и послушай - верь мне: я послан Самим Христом». Побежденный
любовью, разбойник, наконец, остановился. Чувствуя тяжесть вины, он не смел
взглянуть на Иоанна и, весь задрожав, залился горькими слезами. Апостол с
любовью обнял его и, обнадеживая милосердием Божиим, увел с собой. С великим
терпением и любовью Иоанн наставлял заблудшего, молился с ним, постился, читал
ему Священное Писание. Тогда только апостол оставил город, когда раскаявшийся
юноша опять был принят в общество христиан.
Апостол Иоанн дожил до глубокой старости. Слабость телесная уже не позволяла
ему вести продолжительные беседы. Ученики на руках вносили его в собрания
христиан, и он только все время говорил: «Дети мои, любите друг друга!» Когда
его спросили, зачем он повторяет одно и то же, апостол отвечал: «Это заповедь
Господа - если бы она была единственной, то и ее одной довольно для спасения».
Более ста лет было апостолу Иоанну, когда он почувствовал приближение смерти.
В сопровождении семи учеников святитель пошел за город и велел им ископать
крестообразную могилу в длину его роста. А сам, отойдя в сторону, стал молиться.
Когда могила была готова, Иоанн дал последнее наставление ученикам, облобызал
каждого и лег в могиле, приказав покрыть его землей. Ученики не смели ослушаться
- сначала засыпали апостола землей до колен, поцеловали и затем покрыли до шеи.
Облобызав последний раз отходящего в вечную жизнь учителя, они покрыли лицо
Иоанна платком и, обливаясь слезами, засыпали его землей целиком.
Христиане, узнав о таких похоронах, собрались к месту погребения апостола.
Могилу раскопали, но не нашли в ней тела Иоанна. Сильно удивились этому и много
плакали верующие. Преставление апостола Иоанна последовало через 72 года по
вознесении Христа, когда двенадцать апостолов уже скончались. Церковь
празднует этот день 26 сентября (9 октября).
Ежегодно, 8 мая, над могилой апостола появлялся некоторый тонкий прах
(благовонное миро). Верующие собирали его и получали исцеления от различных
болезней.
В ознаменование этого чуда Церковь установила второй день памяти
святого апостола и евангелиста Иоанна 8 (21) мая.
Страничку подготовила
Анастасия
Акафист апостолу Иоанну Богослову
1 | 2 |
3
|
4 | 5 |
6
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|