Божией Матери "Троеручица"
Событие, связанное с появлением этой иконы, принадлежит к числу величайших чудес и милостей, дарованных Богоматерью роду человеческому.
Прославилась она во время иконоборства.
В 716 году на византийский престол вступил лютый иконоборец, император Лев Исаврянин. По его приказаниям солдаты рыскали по домам
верующих, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
В эту пору ревностным защитником иконопочитания выказал себя первый министр калифа Дамасского, Иоанн, пользовавшийся громадным
влиянием на своего государя. Своим многочисленным знакомым в Греции он писал письма, в которых, на основании Священного Писания
и преданий отеческих, доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина переписывались, передавались
из рук в руки, получили в Греции самое широкое распространение и немало способствовали утверждению в истине православных и к
обличению ереси.
Желая извести Иоанна, чтобы в нем лишить церковь непобедимого защитника иконопочитания, двуличный император Лев решился на
страшный шаг. Он приказал искусному писцу изучить почерк Иоанна, и затем дал написать ему поддельное письмо как бы от Иоанна
к императору с предложением измены. В письме Иоанн извещал Льва, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и что царское
войско без труда им овладеет, а он, Иоанн, поможет в этом императору. Вот это-то поддельное письмо император и послал калифу,
говоря, что, несмотря на уговоры Иоанна, желает жить с калифом дружно, а Иоанна советует казнить.
Люди легко поддаются дурным чувствам. Ни преданность, ни усердная служба Иоанна не внушили калифу мысли раньше проверить сделанный
на Иоанна извет. Немедленно калиф велел отсечь у Иоанна правую руку, начертавшую, по его мнению, план измены, и повесить ее на
городской площади. Иоанн жестоко страдал как от боли, так и от незаслуженной нравственной обиды. Вечером он послал к калифу просить
его вернуть ему отсеченную руку, говоря, что ему станет легче, если он эту руку схоронит. Калиф согласился.
Иоанн затворился у себя, приложил отсеченную руку к кисти и ушел в глубокую молитву. Он словно видел пред собою Владычицу и говорил с
Нею, и упрашивал Ее. Говорил о том, как всегда чтил Ее и Ее иконы, как навлек на себя защитою иконопочитания ненависть императора Льва.
Говорил о том, что все возможно Ей, и обещал, если Пречистая Дева дарует ему исцеление, употребить эту руку на писание творений во
славу Владычицы...
В этот момент он уснул. Во сне предстала ему Богоматерь я сказала: "Ты исцелен. Трудись же прилежно твоею рукой».
Тогда же, по преданию, благодарность Иоанна к чудной Исцелительнице своей вылилась в дивной песни: "О Тебе радуется, Благодатная,
всякая тварь».
Весть об исцелении Иоанна разнеслась по Дамаску; калиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя дела государственные.
Но благородный Иоанн решил
отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иночество. Икону, пред которою он получил
исцеление, он взял с собою и в память чуда приделал к нижней части ее серебряное изображение руки, откуда и имя "Троеручицы».
До XIII века икона находилась в этой обители, а затем святым Саввою, архиепископом Сербским, перенесена в Сербию.
При нашествии на Сербию турок, православные положили икону на осла и пустили его без провожатого. Осел прошел один до Афонской горы
и остановился у ворот Хи-лендарского монастыря. Иноки приняли икону, как великий дар, а на месте остановки осла поставлен памятник,
и сюда ежегодно совершается крестной ход.
Однажды в Хилендарском монастыре умер игумен. Братия приступили к избранию себе нового игумена. Когда стали намечать и называть имена
достойных кандидатов, то среди братии произошли разделение и распря.
Богоматерь, явившись одному затворнику, объявила, что сама желает быть игуменьей обители, и в знак этого икона Троеручицы, стоявшая
дотоле в алтаре, чудесно перенеслась на средину храма, на игуменское место. Доселе Хилендарем управляет "наместник»-иеромонах и стоит
во время службы у игуменского места, где помещается икона Троеручицы. От иконы принимают служащие благословение, прикладываясь к ней,
как бы от игумена.
Около 9 лет в эпоху русско-турецкой войны на Афоне хозяйничали турки. Но Хи-лендарская обитель оставалась вне их власти. Говорили,
что турки часто видели таинственную Жену, охраняющею стены и недосягаемую для человеческих рук. Лик Богоматери светел и вселяет
благоговение в душу смотрящего. В России эта икона очень почитается и распространена во множестве списков.
Один из списков с иконы находится в московском храме Успения в Гончарах. С заступничеством "Троеручицы" связывают тот факт, что Успенский храм
никогда не закрывался и в нем сохранились все колокола. В настоящее время в храме перед святым образом каждую пятницу читается акафист.
Празднование иконе совершается 28 июня и 12 июля.
По материалам книги "Пресвятая Богородица.
Чудотворнные иконы и молитвы в житейских нуждах"
сост. Иван Панкеев
Акафист иконе Божией Матери "Троеручица"
Молитва перед иконой Божией Матери "Троеручица"
Иконы и святые >>
Апостолы
Иконы и Жития святых
Как именуются святые
Именины по святцам
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|