'Магия Божественного Света' на Французском Сделать страничку "Магия Божественного Света" стартовой Добавить сайт "Магия Божественного Света" в Избранное
Главная Наша помощь Наш коллектив

Священномученик Климент


Папа Римский

Апостолы Христовы

Климент родился в Риме. Родители его Фавст и Матфидия, язычники, приходились сродни императорам Августу и Тиверию. У них родились три сына: сначала близнецы - Фавстин и Фавстиниан и наконец Климент. За свои добродетели это знатное семейство пользовалось уважением и почетом сограждан; в жизни домашней оно наслаждалось счастьем и покоем. Но этот покой неожиданно был нарушен происками недостойного брата Фавстова. Несмотря на близкое, кровное родство, этот порочный человек прельстился красотою жены брата своего и склонял Матфидию к нарушению супружеской верности. По целомудрию и из боязни обесчестить ложе мужа своего, она не соглашалась на гнусные его замыслы. Однако Матфидия не смела обличить сродника, не сказывала ничего даже супругу, справедливо думая, что все это не может остаться семейной тайной: пройдет дурной слух в народе и обесславится их честной дом, до сей поры пользовавшийся справедливым уважением.

Долго боролась она со своим искусителем, который мольбою и разными хитростями склонял ее ко греху; но наконец поняла, что не избавится от бесстыдных, настоятельных его требований, если не удалится на время из дома. Тяжело ей было оставить родной город, любимого мужа, дом, в котором она наслаждалась семейным счастьем. Наконец, решившись исполнить придуманный заранее план, Матфидия, улучив время, сказала супругу: "Господин мой! в эту ночь я видела дивный сон; один честный и богоподобный муж говорил мне: "Ты и двое детей твоих близнецов погибнете, если не удалитесь из дому на десять лет". Фавст пришел в ужас. Обдумав виденный Матфидией сон, он признал его за предостережение богов, рассудив так: пусть, хоть и в разлуке, любимая жена и дети останутся живы, чем своими глазами видеть их гибель. Снарядив корабль, он отправил супругу с двумя сыновьями Фавстином и Фавстинианом в Афины, приказав по прибытии отдать детей в эллинские школы.

Со слезами расстались супруги, и утешились только тем, что разлуку считали недолговременной. Но по премудрым судьбам Промысла Божия не суждено было вполне исполниться их расчетам. Через несколько дней по отплытии Матфидии вдруг поднялась на море ужасная буря, и корабль, гонимый волнами и ветром, ночью разбился. Все бывшие на корабле утонули, одна Матфидия была выброшена волнами на большой азиатский остров. Лишившись всего, она не могла радоваться своему спасению, сетуя о потере детей.

Скорбь ее была так велика, что несчастная хотела снова броситься в море. Но жители острова, увидев Матфидию в столь бедственном положении, сжалились над нею, увели в город и старались утешить. Одна бедная вдова радушно предложила пристанище. Матфидия приняла предложение доброй женщины. В убогом доме вдовы, снискивая хлеб насущный трудами рук своих, пришлось ей прожить больше двадцати лет!

Дети ее Фавстин и Фавстиниан, которых она считала погибшими, также по воле Божией были спасены, вероятно, на обломках корабля. Их подобрали морские разбойники, отвезли в Кесарию Стратонийскую и продали одной доброй женщине по имени Иуста. Она научила и воспитала отроков, как своих детей. Повзрослев, они услышали евангельскую проповедь и, приняв крещение, последовали за апостолом Петром.

Фавст, оставшись в Риме, не знал о бедствиях, постигших его родных. Спустя год он послал в Афины рабов - проведать Матфидию с детьми. Но слуги не нашли там никого из своих господ, и, возвратившись в Рим, объявили об этом Фавсту. Фавста известие поразило. Но зная, что слезами горю не поможешь, он начал деятельно отыскивать супругу. Сперва расспрашивал на всех пристанях Рима, не видал ли кто ее, наконец, не нашел ли кто трупов женщины с двумя мальчиками? Но все было тщетно. Поэтому приготовив судно, Фавст отправился на поиски в чужие страны. В дорогу он взял с собой немного имущества и несколько рабов; а младшего сына Климента оставил в Риме на попечение верных слуг. Много лет провел Фавст в поисках супруги, обошел все места, где надеялся встретить ее - и не нашел. И наконец решил вовсе не возвращаться домой, полагая, что несправедливо одному наслаждаться мирскими благами. Фавст отказался от всех почестей и славы и скитался, как нищий, по чужим странам.

Не светла была жизнь и для Климента, оставшегося в Риме. За это время он возмужал, и по-видимому, все обещало ему счастье: природа наделила его прекрасными душевными дарами, он получил отличное образование, был богат и знатен; но все это казалось юноше лишь в тягость. С юных лет отрок не видел родной ласки, с детства рос под чужим надзором. Постоянно плакал о своих родителях, которых считал погибшими.

Однажды ему случилось разговаривать с одним благочестивым человеком, который рассказал, что в Иудею пришел Сын Божий, обещающий в будущей жизни вечное спасение и неизреченные блага всем, исполняющим волю небесного Отца. Выслушав благовестие, Климент оставил дом и отправился морем в Иудею, узнать жизнь и учение Христа.

Буря занесла корабль в Александрию, где Климент, встретившись с апостолом Варнавой, с глубоким вниманием слушал его проповедь. Приготовленный таким образом к принятию христианства, Климент отправился в Кесарию, где с радостью принял крещение от апостола Петра и последовал за ним. Между учениками апостолов были и старшие братья Климента - Фавстин и Фавстиниан. Но ни Климент, ни его братья не узнали друг друга, потому что были разлучены еще в молодости. Отправляясь в Сирию, апостол Петр послал вперед Фавстина и Фавстиниана, а Климента оставил при себе и вместе с ним плыл по морю.

По воле Божией корабль пристал к тому острову, куда была выброшена волнами мать Климента Матфидия. Апостол Петр с некоторыми из учеников сошел на берег, чтобы запастись продовольствием, а Климент остался на корабле. При городских воротах апостол увидел Матфидию, просящую милостыню. От старости, и еще более от постоянного горя она не могла уже своими трудами доставать пропитание, и вместе со старушкой, приютившей ее в своем доме, жила подаянием. Из разговора с Матфидией Петр понял, что она - мать Климента, который ранее рассказал апостолу несчастную историю своего семейства.

Апостол пообещал ей, что скоро увидит сына, взял за руку и повел к кораблю. Климент с удивлением смотрел на незнакомую женщину; недоумевала и Матфидия, впрочем, угадывая в юноше сходство с отцом. Велика была радость, когда апостол Петр разъяснил им все. Климент со слезами припал к ногам матери, обнимал и целовал ее. Естественно, он не мог  оставить мать в таком убогом положении; вместе со старушкой, у которой проживала все эти годы, она отправилась с сыном в Лаодикию.

Там уже ожидали их Фавстин и Фавстиниан. Из рассказа апостола узнали они, что Климент их брат, а Матфидия - мать. Здесь, повторилось то же радостное зрелище, что и на корабле. Все плакали от умиления и благодарили Господа, так чудно их соединившего. По просьбе Матфидии апостол Петр крестил ее в прикровенном месте. Теперь одно только омрачало светлую радость благочестивого семейства - память о мнимопогибшем Фавсте, но Промысел Божий, через того же апостола Петра, не замедлил излить свои милости. Петр, случайно встретившись с Фавстом, взял его в свое жилище, где находилась Матфидия с детьми. Несмотря на долгую разлуку, супруги узнали друг друга и долго не могли выговорить слова от радости. Сколько было пролито слез при этом свидании! Как радовался отец при виде сыновей! Все прежние горести были забыты. Всеблагой Бог привел благочестивое семейство на путь истины и спасения.

Блаженный Климент был неразлучным учеником Петровым, разделял с ним его путешествия, труды, скорби и гонения за Христа, и участвовал в благовестии. Еще до своей страдальческой кончины от Нерона Петр поставил Климента во епископа. После мученической смерти апостола Петра, Климент мужественно и с великодушным терпением управлял Римской церковью, твердо пас стадо Христово, которое, как хищные волки, хотели расхитить разные лжеучители. Многих язычников присоединил он к церкви Христовой не только из простого народа, но и из людей благородных и знатных, даже из рода царского.

Но диавол, исконный враг всякого добра, внушил одному воину, именем Торкутиан, нечестивую мысль - вооружить против Климента язычников. Взволнованный народ обратился к градоначальнику Мамертину с жалобой, что Климент унижает и поносит богов их. Потому пусть или принесет им жертву, или погибнет. Напрасно верные защищали своего пастыря, тщетно доказывали, что, кроме добра, он ничего не сделал, - градоначальник позвал Климента на суд. Выслушав, он не нашел его виновным, но счел за нужное известить императора Траяна. Траян предписал: послать Климента в заточение на пустынное место близ Херсона, если не принесет жертвы богам языческим. Но у епископа и мысли не было изменить святой своей вере. Он много говорил об этом с градоначальником, и слова праведника так на него подействовали, что тот со слезами отпустил от себя святителя Божия. Многие из верующих последовали за Климентом, желая лучше терпеть добровольное изгнание со своим учителем, чем свободно жить в родном городе среди язычников.

На месте ссылки Климент нашел более двух тысяч христиан, в разные времена туда сосланных, принужденных обтесывать камень в горах. На то же низкое дело осужден был и святитель. Благодушно переносил он тяжелые труды и бедствия и своим примером утешал других несчастных, разделявших с ним горькую участь. Тяжелое положение сосланных христиан усугублялось нехваткой воды. Изнуренные каждодневными трудами, они должны были еще доставлять себе воду издалека.

По молитве Климента, в чудном видении ему было указано место - он раскопал там немного земли, и источник чистой воды полился пред глазами изумленных и обрадованных христиан. Слух об этом чуде святого разнесся по всей стране и привлек к нему множество желающих узнать истинный путь ко спасению. Божественная благодать содействовала усердию святителя - каждый день он крестил толпы язычников. Под его руководством по всей стране стали строить храмы Божии, а языческие капища разрушать. Его проповедь была так убедительна, что вскоре не осталось ни одного идола, и все неверные приняли крещение.

Услышав об этом, император Траян послал на место заточения Климента игемона Авфидиона, который начал истязать христиан разными муками. Но видя их непоколебимость в вере, ревностное желание пострадать за Христа, мучитель велел потопить вдохновителя святого дела, Климента. Когда сей великий муж был брошен в море с камнем на шее, народ, в великом числе собравшийся на берегу, горько плакал о кончине пастыря и учителя. По молитве его учеников Корнилия и Фива, море отступило от берега на несколько стадий, и все верные увидели нерукотворенную храмину, где лежали честные мощи мученика. Когда же дерзнули взять его святое тело, то Господь восхотел чудодейственно прославить Своего раба и открыл ученикам святого: каждый год в память его блаженной кончины вода морская будет отступать от берега до семи дней - и верующие в продолжение этого времени будут приходить на поклонение угоднику Божию.

И действительно, каждый год море отступало от берегов, со времени царствования Траяна даже до правления Никифора, царя греческого. Много было чудес, когда во время отлива морского верующие стекались на поклонение честным мощам. Однажды забыт был отрок в нерукотворенной обители Климента, и море скрыло его. Горько плакали родители мальчика, но Господь, по молитвам угодника Своего, сохранил отрока от погибели. В следующий год, когда снова отступило море, отец и мать нашли сына в обители святого невредимым. На вопрос, как под водою он остался жив, отрок отвечал, что святой Климент сохранил его и отгонял всякий страх. Велика была радость родителей и всего народа. Верные благодарили и прославляли Бога и Его угодника.

Но в царствование Никифора, царя греческого, в один из годов не было морского отлива, и так повторялось более пятидесяти лет. В IX веке пришли в Херсон Кирилл и Мефодий, направлявшиеся на проповедь к хазарам. По их просьбе - отыскать духовное сокровище, честные мощи священномученика Климента - в Херсон из Константинополя послан был клир. Под звуки церковных песнопений духовенство вместе с Кириллом и Мефодием направилось на морской берег; но вода не расступалась. После захода солнца все сели на корабль. Около полуночи из глубины моря показался свет, и сначала явилась глава, а потом и все мощи священномученика, которые и были честно отнесены в город и положены в апостольской церкви. Когда начали совершать литургию, Господь еще раз чудодейственно прославил Своего угодника. Многие, одержимые различными болезнями, получали исцеления от мощей священномученика.

О Клименте, как об одном из своих сотрудников, имена которых начертаны в "книге жизни", упоминает апостол Павел (Флп. 4:3).

Сохранилось послание Климента, папы Римского, к Коринфянам, вызванное несогласиями, которые возникли в церкви Коринфской между клиром и народом. Проникнутое высоким чувством христианской любви и кротости, это послание пользовалось в древней церкви глубоким уважением.


Память священномученика Климента Церковь празднует трижды в год: 22 апреля (5 мая), 10 (23) сентября и 25 ноября (8 декабря).


По материалам книги "Апостолы Христовы"

Главная  |   Карта сайта  >>   Христианство  >>   Религия Христианство   Молитвы  Иконы и святые   Ангелы    Христианство и ведовство    Литература



Copyright © 2002 Aннa Фoщaй: magi@belmagi.ru, Вебмастер: webmaster@belmagi.ru
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено!
При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт (http://www.belmagi.ru/).

  Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100