Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т.е. памятозлобия. Гнев есть
желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца.
Огорчение есть неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность есть
удобопреклонное движение нрава и безобразие души. [8, 5]
Гневливый человек, по временам произвольно увлекаясь этою страстью, т.е.
добровольно подвергаясь временным припадкам сумасшествия, потом уже от навыка и
невольно побеждается и сокрушается ею. [8, 11]
Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что
покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого
возношения. [8, 12]
Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, что иногда во время гнева
лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях
вознерадели (как некоторые в оправдание свое говорят: я хоть вспыльчив, но это у
меня скоро проходит), как бы о маловажных, и наконец сделали болезнь свою
неисцелимою. [8, 9]
Некоторые, будучи склонны к раздражительности, нерадят о врачевании и
истреблении сей страсти; но сии жалкие не размышляют о сказанном: устремление
ярости его падение ему (Сир. 1:22). [8, 7]
Живя в братстве, всяцем хранением будем блюсти себя (Притч. 4:23), ибо
в пристани, наполненной кораблями, сии последние легко могут сокрушаться друг о
друга, в особенности те из них, которые тайно проточены гневливостью, как бы
червем. [4, 77]
Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше
душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течение
целого дня; посему мы и должны благоразумно внимать себе. Иногда пламя, вдруг
раздуваемое сильным ветром, более, нежели продолжительный огонь, сжигает и
истребляет душевную ниву. [8, 8]
Великий вред возмущать око сердца раздражительностью, как сказано:
смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8), но больший - словами обнаруживать
душевное неистовство: если же и руками, то это уже вовсе неприлично и чуждо
монашескому, Ангельскому и Божественному житию. [8, 19]
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ
Гневливый человек и лицемер встретились друг с другом, и невозможно было
найти правого слова в их беседе. Если раскрыть сердце первого, то найдешь
неистовство; а испытавши душу второго, увидишь лукавство. [24, 13]
Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного
возношения. Ибо, разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались
гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без
сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и, ужасаясь о
коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни. [8, 24]
Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и
слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева... [8, 1]
Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения
истребляется всякое огорчение и раздражительность. [8, 6]
Пребывающие в общежитии, хотя и против всех страстей на всякий час должны
подвизаться, но в особенности против двух: против чревонеистовства и
вспыльчивости, потому что во множестве братий бывает и много поводов для сих
страстей. [4, 117]
ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
Надежду разрушает гневливость, ибо упование не посрамит, муж же ярый
неблагообразен (Притч. 11:25). [30, 34]
КАК БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
Видел я людей, которые, прогневавшись, отвергали пищу от досады и сим
безрассудным воздержанием яд к яду прилагали. Видел и других, которые, как бы
благословною причиною, воспользовавшись гневом своим, предавались многоядению и
из рва падали в стремнину. Наконец, видел я и разумных людей, которые, подобно
хорошим врачам, растворив то и другое, от умеренного утешения, данного телу,
получали весьма великую пользу. [8, 16]
Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь с другими
камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости и делается
кругловидным, так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с другими грубыми
людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает,
и таким образом очевидно познает свою немощь, которая, как в зеркале, явится ему
в малодушном его бегстве. [8, 10]
Если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью,
лукавством и лицемерием, и захочет извлечь против них обоюдоострый меч кротости
и незлобия, тот пусть вступит, как бы в пратву спасения, в общежитие братий, и
притом самых суровых, если хочет совершенно избавиться от сих страстей, чтобы
там, подвергаемый досаждениям, уничижениям и потрясениям от братий, и умственно,
а иногда и чувственно ударяемый или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый,
он мог очистить ризу души своей от ее скверны. А что поношение есть в самом деле
омовение душевных страстей - в том да уверит тебя обыкновенная в народе
пословица; известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь
ругательными словами в лицо, говорят: «Я такого-то хорошо омыл». И это истинно.
[8, 25]
...Сластолюбивый повреждает только себя самого, а может быть и еще одного...,
гневливый же, подобно волку, часто возмущает все стадо, и многие души огорчает и
утесняет. [8, 18]
Если хочешь или думаешь, что хочешь, вынуть сучек ближнего, то вместо
врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно - это жесткие слова и грубое
обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое
обличение. Обличи, говорит Апостол, - запрети, умоли (2 Тим. 4:2),
а не сказал: и бей; если же и это потребуется, то как можно реже, и не сам
собою. [8, 20]
Если присмотримся, то увидим, что многие из гневливых усердно упражняются в
бдении, посте и безмолвии; а намерение у диавола то, чтобы под видом покаяния и
плача подлагать им вещества, питающие их страсть. [8, 21]
Как горячка в теле, будучи сама по себе одна, имеет не одну, а многие причины
своего воспаления, так и возгорение и движение гнева и прочих страстей наших
происходит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них
одно врачевство. А такой даю совет: чтобы каждый из недугующих старательно
изыскивал приличное средство для своего врачевания. Первым делом в этом
врачевании да будет познание причины болезни, чтобы, нашедши оную, получить и
надлежащий пластырь для своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей.
Хотящие войти с нами о Господе в предложенное духовное судилище - да войдут; и
мы исследуем, хотя и неясно, упомянутые страсти и их причины. [8, 28]
Итак, да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости, и, поражаемый
долготерпением, влекомый святою любовью и, представши перед судилищем разума, да
подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название отца
твоего и именование злой твоей матери, а также имена скверных твоих сынов и
дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя и убивающие тебя? В
ответ на это, гнев говорит нам: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери
мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец
мой называется надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда,
самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, -
безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием; а от кого он
рождается, спросите у него самого в свое время». |8, 29]
ПАМЯТОЗЛОБИЕ
Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти - узам,
спадшим с
верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, производящего
возводят на небо, а страсти, одна другую рождая и одна другою укрепляясь,
низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие
есть одно из собственных порождений его, то по порядку будем теперь об нем и
говорить. [9, 1]
Преставший от гнева убил памятозлобие, ибо доколе отец жив, дотоле бывает и
чадородие. [9, 4]
Когда после многого подвига ты не возможешь исторгнуть сие терние, тогда
кайся и смиряйся по крайней мере на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы
ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить
его, будучи жегом совестью, как огнем. [9, 11]
Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое
Его незлобием. В дереве, внутри гнилом, зарождается червь, а в видимо кротких и
безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев. Кто
извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов, а кто прилепляется к нему,
тот лишается милосердия Божия. [9, 14]
Нам известны премногие злые порождения гнева; одно только невольное исчадие
оного. хотя и побочное, бывает для нас полезно. Ибо я видел людей, которые,
воспламенившись неистовым гневом, извергли давнее памятозлобие, скрывавшееся
внутри их, и таким образом страстью избавились от страсти, получив от
оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем
долго скорбели. И видел опять таких, которые по видимому являли долготерпение,
но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я
счел их окаяннейшими неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы
некоторою чернотою. Много потребно нам тщания против сего змия, (т. е. гнева и
памятозлобия), потому что и ему, как змию плотской похоти, содействует естество.
[8, 15]
См.
ГОРДОСТЬ. [9: 10, 12, 14, 17]
Клевета
...Некогда один брат оклеветал перед [настоятелем] ближнего; сей преподобный
тотчас повелел его выгнать, говоря, что не должно допускать быть в обители двум
дьяволам, т.е. видимому и невидимому. [4, 14]
См.
ГОРДОСТЬ. [10: 1, 2, 4, 5]
Зависть
См.
ГОРДОСТЬ [10, 12]
СМУЩЕНИЕ УМА, НЕРАЗУМИЕ
Как ветры возмущают бездну, так и ярость больше всех страстей смущает ум.
[26, 216]
Страничку подготовила
Анастасия
Греховные страсти и борьба с ними, 1997 г.
17 мая 2010 года
Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|