Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Часть вторая
Отчаяние
Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой
мужественно; и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение.
Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется, но застарелые,
оставленные в небрежении и запущенные раны неудобно исцеляются, ибо для
врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания. Многие раны
от закоснения делаются неисцельными, но у Бога вся возможна (Мф. 19:26). [5, 30]
Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся оного пса, который внушает
тебе, что Бог человеколюбив, ибо он делает это с тем намерением, чтобы
отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного страха. Мысль же о милосердии Божием
принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься во глубину отчаяния. [6,
10].
Испытаем, прошу вас, кто больше пред Господом: умерший ли и воскресший или
никогда не умиравший? Ублажающий последнего обманывается, ибо Христос умер и
воскрес, а ублажающий первого увещевает умирающих, то есть падающих, не
предаваться отчаянию. [15, 32]
Когда печаль и отчаяние в нас усиливаются, тогда мы не можем приносить должного
покаяния, ни окаявать себя, ни укорять, хотя в печальном расположении души и не
предаемся греху. А когда оные угаснут, тогда опять мучитель наш внушает нам о
милосердии Божием, чтобы мы снова пали. [15, 34]
См. ТЩЕСЛАВИЕ [22, 3];
ГОРДОСТЬ, ХУЛА. [23, 45]
Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и
во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении
бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя
свойства и виды каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению. [26,
13]
Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и
нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от
тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида,
которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не
заслужили сего падения. Если кто в это вникнет, то найдет, что между теми и
другими такое различие: первые предаются нерадению, а вторые при безнадежии
держатся и подвига, что одно другому противно. Но от первого исцеляют
воздержание и благонадежие, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не
судить. [26, 89]
Весьма неразумен тот, кто, слыша о сверхъестественных добродетелях святых мужей,
отчаивается. Напротив, они преподают тебе одно из двух полезных наставлений: или
через святое мужество возбуждают к ревности, или через всесвятое смирение
приводят тебя к глубокому познанию твоей немощи и к зазрению самого себя. [26,
125]
В печали о грехах влекомые к отчаянию, да не престанем вспоминать, что Господь
заповедал
Петру прощать согрешающего
семьдесят крат седмерицею (Мф. 18:22), а
Кто такую заповедь предал другому, Тот и Сам, без сомнения, несравненно более
сделает. Напротив, когда борет нас возношение, тогда потщимся вспоминать
изречение св. Апостола Иакова: иже весь закон духовный соблюдет,
согрешит же
одною страстью - высокоумием - бысть всем повинен (Иак. 2:10). [26, 146]
Как брак и смерть противны друг другу, так и гордость и отчаяние между собою
несогласны, но по злоухищрению бесов можно обе эти страсти видеть в одном
человеке. [26, 150]
Как умирающему невозможно ходить, так и отчаявшемуся невозможно спастись. [26,
234]
Как страждущему горячкою нет справедливой причины убивать самого себя, так и
никому ни в каком случае не должно отчаиваться до последнего издыхания. [26,
244]
СМЕХОТВОРСТВО, СМЕХ БЕЗВРЕМЕННЫЙ
Видел я людей, которые величались ложью и празднословием и, остротами своими
возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. [12, 4]
Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания
смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы, тогда
покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «Не опечаливай, - внушают они нам,
- повествователя» или: «Не выставляй себя человеком, более боголюбивым, нежели
прочие». Отскочи скоро, не медли, а если не так, то во время молитвы твоей
вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и
лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о
смерти и последнем Суде, ибо лучше тебе окропиться в сем случае малым
тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. [12, 5]
См.
БЛУД [7: 8, 14, 39, 45]
МНОГОГЛАГОЛАНИЕ
Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык
укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя и
бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало
потрудишься, то и Господь тотчас поможет. [14, 23]
См.
ТЩЕСЛАВИЕ. [11:2, 6], [28, 10]
ПРЕКОСЛОВИЕ
См.
СРЕБРОЛЮБИЕ. [17, 11]; [26, 205]
ДЕРЗОСТЬ
Трапеза любви разоряет ненависть, и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без
внимания есть матерь дерзости, и через окно любви вскакивает чревообъедение. [9,
6].
Если видим, что некоторые любят нас о Господе, то перед ними мы наиболее должны
сохранять скромность, ибо ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не
производит ненависти, как вольность в обращении. [26, 99]
ЛЕНОСТЬ
См.
УНЫНИЕ [6, 13];
ТЩЕСЛАВИЕ. [26: 97, 222]
ВЫСОКОМЕРИЕ
См.
ГОРДОСТЬ [23, 18];
ТЩЕСЛАВИЕ. [22, 41]
ХВАСТОВСТВО
См.
ТЩЕСЛАВИЕ. [22: 4, 7]
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ
См.
ТЩЕСЛАВИЕ. [22, 6]; [25, 45]
КОЩУНСТВО (ОСТРОСЛОВИЕ)
См. ЛОЖЬ. [12, 4]; [11, 7]
ПЛЕНЕНИЕ УМА
Безболезненность сердца ослепляет ум, а множество брашен иссушает источники
слез. Жажда и бдение стесняют сердце, а когда сердце стесняется, тогда
произникают слезные воды. Сказанное мною для угождающих чреву покажется
жестоким, а для ленивых невероятным, но деятельный муж на деле усердно испытает
сие. Кто узнал сие опытом, тот возрадуется о сем, а кто еще ищет, тот не
обойдется без печали. [6, 13]
Удивительное дело, что ум, будучи бестелесен, от тела оскверняется и омрачается,
и что, напротив, невещественное от брения утончевается и очищается. [14, 28]
Если облечешься в совершенную кротость и безгневие, то немного будешь трудиться,
чтобы освободить ум твой от пленения. [28, 15]
Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать,
заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и
впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство
свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить, может и уму нашему дать
постоянство. Если ты неослабно в сем делании подвизаешься, то и к тебе приидет
полагаяй пределы морю ума твоего и скажет ему в молитве твоей: доселе дойдеши и
не прейдеши (Иов. 38:11). Духа связывать невозможно, а где Создатель Духа сего,
там все Ему покорно. [28, 17]
Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и
во время трапезы. Если же он невозбранно всюду скитается, то никогда не будет
пребывать с тобою. Посему великий делатель великой и совершенной молитвы
говорит: хощу пять словес умом моим глаголати (1 Кор. 14:19) и прочее. Но для
младенчествующих такое делание невозможно. Посему мы, как несовершенные, с
качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе
бывает причиною первого. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся неленостно,
хотя бы и не чисто, но с утруждением. [28, 21]
См.
БЛУД. [15, 82].
МИРОЛЮБИЕ
Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с
женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я
отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте,
не обкрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не
имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте
милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части и будьте довольны
оброки жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия
Небесного» [1, 21]
Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего Царствия, кто
имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине стяжал память о вечном
мучении и Страшном Суде, кто истинно страшится своего исхода из сей жизни, тот
не возлюбит уже ничего временного, уже не позаботится и не попечется ни об
имениях и приобретениях, ни о родителях, ни о славе мира сего, ни о друзьях, ни
о братьях, словом, ни о чем земном; но, отложив все мирское и всякое о нем
попечение, еще же, и прежде всего, возненавидев самую плоть свою, наг и без
попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая
себе помощи, по слову святого, сказавшего: прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62:9),
и по изречению иного приснопамятного: аз же не утрудихся, последуяй Тебе, и дне,
или покоя, человека не пожелах, Господи (Иер. 17:16). [2, 1]
НЕПОСЛУШАНИЕ
См.
УНЫНИЕ. [4: 49, 60, 75, 107]
МНОГОСПАНИЕ
См.
УНЫНИЕ. [19: 1, 2; 20: 3, 5, 11]
ЖЕСТОКОВЫЙНОСТЬ
См.
ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ. [18: 2, 4, 5]; [6, 13]
Небольшой огонь смягчает много воска; часто и малое бесчестие, нанесенное нам,
вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение
сердца. [4, 88]
Страничку подготовила
Анастасия
Греховные страсти и борьба с ними, 1997 г.
17 мая 2010 года
Греховные страсти и борьба с ними >>
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Об авве Иоанне
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|