1 | 2 |
3
| 4 | 5 |
6 |
7 |
8 |
9 | 10
| 11 | 12
| 13 | 14 | 15 | 16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26
Постриг
Но вернёмся к славному, блаженному, верному юноше - Варфоломею. Всей душой он
стремился к иноческой жизни в посте и безмолвии и желал принять монашеский
постриг1. Он изучил весь монашеский порядок и непрестанно молил Бога,
дабы сподобиться ему ангельского образа2. Наконец он призвал к себе в
пустыньку игумена по имени Митрофан и, смиренно кланяясь ему в ноги, стал
упрашивать его:
- Отче! Сотвори любовь3 - постриги меня в монашеский чин,
ибо я давно, с юности моей, желаю этого.
И, войдя в церковь, игумен совершил Божественную литургию и постриг его в
ангельский образ. Было это в седьмой день месяца октября - день памяти святых
мучеников Сергия и Вакха, отчего и было ему дано в монашестве имя Сергий. (В ту
пору какого святого память отмечалась в день пострига, такое имя и давали
постригавшемуся.) Было святому в то время двадцать три года.
Блаженный причастился Святых Христовых Тайн, и снизошла на него благодать и
дар Святого Духа. Семь дней он пребывал неисходно в церкви, в
посте и
молитве, ничего не вкушая, кроме просфоры из рук игумена4. Наконец
игумен покинул его. Кланяясь ему в ноги, Сергий сказал ему:
- Благодарю Бога, сподобившего меня по желанию моему одному жить в пустыне,
иночествовать и безмолвствовать. Ты же, отче, ныне уходя отсюда, благослови
меня, смиренного, и помолись о моём уединении. Помолись за меня Богу, чтобы Он
помог мне терпеть бесовские искушения, нападения зверей и труды в пустыне.
- Вот, я ухожу отсюда, - отвечал игумен, благословляя его, - а тебя вручаю
Богу. Да сохранит Он тебя во всех делах твоих отныне и навеки, аминь.
И преподобный остался в своей пустыне один.
Кто может рассказать о его трудах, кто поведает о подвигах, которые он
совершил, живя один в пустыне? Какой ум может представить себе и какой язык
передать его горячую любовь к Богу, его рвение, тайную доблесть его подвига? Как
правдиво описать уединение святого, его непрестанные молитвы, его тёплые слёзы,
его сердечные воздыхания? Кто расскажет о его всенощных бдениях, усердном пении,
прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, скудости и
недостатке во всём? Прибавим ко всему этому борьбу с бесами, диавольские
наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи со свирепыми
зверями и их нападения. Возвышаясь над всеми бедами бесстрашной душой и отважным
сердцем, Сергий умом оставался покоен, не ужасался козням невидимого врага и его
свирепым хитростям и нападениям.
Часто приходили к нему дикие звери, не только ночью, но и днём: то стаи
волков, воющие и ревущие, то медведи. Преподобный Сергий, хотя и немного боялся
их, как всякий человек, но укреплялся усердной молитвой к Богу и оттого по
милости Божией оставался невредимым: звери уходили от него, не причинив ему
никакого зла. И хотя в первую пору своего подвижничества много претерпел
Преподобный нападений и от бесов, и от зверей - никто из них не прикоснулся к
нему и не причинил ему вреда: если Бог живёт в человеке и Дух Божий почиет на
нём, то всё творение ему покоряется, как покорялось в древности первозданному
Адаму до нарушения им заповеди Господней. Так и Сергию всё покорялось, когда он
жил один в пустыне.
Расскажем о том, какие нападения бесов терпел преподобный и как побеждал их
своей молитвой. Однажды, когда он ночью вошёл в церковь и начал петь заутреню, -
стена церкви расступилась и вошёл видимым образом сам диавол со множеством
бесовских воинов. Бесы были в литовских одеждах и островерхих литовских шапках;
они бросились на блаженного, скрежеща зубами, и вскричали:
- Уходи отсюда, беги, не оставайся больше здесь! Если ты не убежишь - не быть
тебе живым: мы растерзаем тебя!
Но именем Святой Троицы, имея помощницей и заступницей Пресвятую Богородицу,
а оружием - Крест Христов, преподобный поразил дьявола, как Давид Голиафа.
Положив на бесов знамение Креста, он воскликнул:
- Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его
ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так
нечестивые да погибнут от лица Божия (Пс. 67, 2-3).
И тотчас дьявол со своими бесами сделался невидим: все исчезли. А преподобный
горячо возблагодарил Бога, избавившего его от этого наваждения.
Через несколько дней, когда блаженный в своей хижине неустанно в одиночестве
творил всенощную молитву, внезапно раздались шум, грохот и устрашающие звуки.
Множество бесов вновь напало на блаженного, как бесчинное стадо, вопя:
- Уходи, уходи отсюда! Что ты ищешь в этой пустыне? Чего добиваешься, сидя в
этом лесу? Зачем ты здесь поселился? Не надейся остаться тут: ты и на час тут не
задержишься. Беги, не то мы сами тебя прогоним или убьём!
Но преподобный со слезами творил усердную молитву, крепко надеясь на Бога.
Так терпел он почти час, и наконец Бог послал ему милость Свою: Божественная
сила внезапно осенила преподобного и вмиг рассеяла лукавых духов, так что от них
не осталось и следа.
Так дьявол, источник всякого зла, хотел прогнать преподобного с того места,
завидуя нашему спасению и страшась, что своим терпением святой сможет
воздвигнуть здесь монастырь, сотворит святую обитель для монахов, славящих Бога.
Но, смущая преподобного разными видениями, дьявол всегда был побеждаем и
трудился напрасно: преподобный Сергий ещё смелее вооружался и ополчался на
бесов.
Звери тогда в изобилии водились в этом дремучем лесу. Волки часто проходили
стаями; а иные звери пробегали мимо по два или по три один за другим; некоторые
из них останавливались вдалеке, а другие близко подходили к блаженному, окружали
и даже обнюхивали его.
Один медведь повадился приходить к преподобному. Видя, что зверь приходит к
нему не из злобы, но в поисках пропитания, преподобный стал выносить ему из
своей хижины маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду.
Приходя, медведь находил готовую еду для себя, брал кусок в пасть и уходил. В то
время у преподобного Сергия в пустыне был только хлеб да вода из источника, да и
того было понемногу. Если у преподобного был только один кусок хлеба, то он
делил его пополам, оставляя одну часть себе, а другую отдавая медведю. Но
случалось, что хлеба и вовсе не было; в такие дни оставались голодными и сам
святой, и зверь.
Не найдя обычной подачки, медведь подолгу стоял, озираясь по сторонам, как
жестокий заимодавец, желающий получить свой долг. А преподобный порой и
единственный кусок хлеба отдавал медведю: он предпочитал скорее голодать, чем
обмануть зверя и отпустить его без еды. Так медведь привык приходить не по
одному или по два раза в день, но по многу раз ежедневно. Продолжалось это более
года.
1 Монашеский постриг - посвящение в монахи, в так
называемую малую схиму; чисто символическое крестообразное пострижение волос
составляет лишь часть этого чина (кстати, такое же крестообразное пострижение
волос совершается и при
таинстве крещения, и при посвящении в должность чтеца). После пострижения
волос совершается наречение нового, монашеского имени, новопостриженного
облачают в монашеские одежды и дают ему чётки - орудие для непрестанной молитвы,
символический духовный меч. Существует также великая схима - особо строгий обет
и чин монашества; схимник, или схимонах, является среди монахов как бы тем же,
что монах среди мирян.
2 Ангельским образом называют монашество; монашеские обеты
безбрачия, послушания (отречения от собственной воли), нестяжания (отречения от
собственности) приближают человека к миру невещественному, духовному,
ангельскому.
3 «Сотвори любовь» - древняя монашеская форма выражения самой
проникновенной и почтительной просьбы.
4 Такое неисходное молитвенное пребывание в церкви
сопутствует чину пострижения в монашество.
Страничку подготовила
Анастасия. По материалам книги
Елены Тростниковой «Преподобный Сергий»
1 | 2 |
3
| 4 | 5 |
6 |
7 |
8 |
9 | 10
| 11 | 12
| 13 | 14 | 15 | 16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|